125009, Москва, ул. Б. Дмитровка, 15 тел.: +7 (495) 694-51-12, факс: +7 (495) 692-90-17, rgaspi@inbox.ru
Карта сайта
Написать письмо
Принтер
Принтер


«Капитал» Карла Маркса

 

Научная конференция на тему ««Капитал» Карла Маркса. Завершение издания незавершенного проекта», посвященной завершению Второго отдела МЭГА, в Фонде Фридриха Эберта. Берлин. 31 января 2013 г.

Вклад московской группы МЭГА в завершение публикации

рукописей «Капитала»

(к.э.н. Васина Л.Л.)

Из 15 томов (22 книг) Второго отдела МЭГА семь томов (книг), т.е. почти 1/3, подготовлены либо полностью, либо при участии московских участников проекта МЭГА.[1] Три тома (II/11, II/12, II/13) были подготовлены при участии сотрудников группы МЭГА в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ).

Роль РГАСПИ в проекте МЭГА определяется уже тем, что он наряду с Амстердамским Международным институтом социальной истории (МИСИ), Берлинско-Бранденбургской Академией наук, Домом-музеем Карла Маркса в Трире (ныне Центр исторических исследований Фонда Фридриха Эберта) является соучредителем Международного Фонда К. Маркса и Ф. Энгельса. Однако архив не является только формальным участником проекта МЭГА, но, во-первых, обеспечивает важнейшую документальную основу для всего издания МЭГА. Во-вторых, сотрудники РГАСПИ, работники московской группы МЭГА, участвовали в подготовке многих томов издания МЭГА.

Одной из наиболее ценных и старых коллекций архива является собрание документов по политической и социальной истории Западной Европы с 17 по начало 20 в. Среди них – документы по истории Германии, Франции, Италии, Великобритании, Венгрии, Швейцарии и др. европейских стран. Архив располагает также так называемыми коллекциями и фондами личного происхождения, которые содержат главным образом собрания писем многих немецких и французских деятелей. Среди них, например, документы К. Каутского, Ф. Лассаля, В. и К. Либкнехтов, Р. Люксембург и др.[2]Наиболее важную часть фондов РГАСПИ составляет, разумеется, наследие Маркса и Энгельса (более 15 000 документов). Архив располагает, таким образом, ок. 1/3 всех сохранившихся оригиналов документов Маркса и Энгельса, в том числе полным комплексом теоретического экономического наследия Маркса как в оригиналах, так и фотокопиях. К нему относятся все сохранившиеся рукописи трех томов «Капитала».

При подготовке томов 2-го отдела издатели МЭГА использовали находящиеся в РГАСПИ подробные описания всех экономических рукописей Маркса и Энгельса (так называемые «паспорта»), которые были составлены в середине 1930-х годов и использовались в работе всеми поколениями издателей наследия Маркса и Энгельса. Отправной точкой для работы над томами второго отдела МЭГА были и хранящиеся в РГАСПИ расшифровки экономических рукописей Маркса, которые специально для второго издания МЭГА были тотально проверены наиболее квалифицированными расшифровщиками (Н.И. Непомнящей и Г.Б. Ковганкиным). Однако окончательная редакция текста в томах Второго отдела всегда была результатом работы подготовителей томов, которые, как правило, вносили свой вклад в расшифровку рукописей Маркса и Энгельса, в том числе в результате работы с подлинниками рукописей.

В РГАСПИ находится также сохранившаяся часть архива Сектора произведений К. Маркса и Ф. Энгельса бывшего московского ИМЛ, среди них подготовительные материалы к томам 2-го отдела первого издания МЭГА, которые не вышли в свет.[3] Все эти материалы также использовались в процессе работы над томами 2-го отдела.

Пользуясь случаем, хотелось бы напомнить, что основы для подготовки томов Второго отдела МЭГА были также заложены многолетней издательской и исследовательской деятельностью московских издателей (Московского Института Маркса и Энгельса, впоследствии Института марксизма-ленинизма). Наиболее важные рукописи «Капитала», такие как «Грундриссе» («Экономическая рукопись 1857-1858 годов»), Экономическая рукопись 1861-1863 гг. и некоторые другие были впервые опубликованы в СССР либо на языке оригинала, либо в переводе на русский язык, и эти публикации послужили исходным пунктом для подготовки соответствующих томов 2-го отдела. И не случайно подготовители тома русского издания «Грундриссе» В.К. Брушлинский и В.С. Выгодский стали подготовителями первого тома 2-го отдела МЭГА.

В подготовке томов Второго отдела приняли участие три поколения работников МЭГА, в общей сложности в работе над отделом принимало участие более 50 человек из Германии, России (8 человек), а в последние 15 лет и Японии. Научные результаты работы над томами второго отдела излагались подготовителями в статьях, монографиях, выступлениях на научных конференциях, коллоквиумах, «круглых столах» в различных странах – СССР и ГДР, ФРГ, Западном Берлине, Италии, Финляндии и Японии. И если сегодня история «Капитала» стала одной из центральных тем («mainstream») в марксоведении, то в этом несомненная заслуга и подготовителей второго отдела МЭГА.

Работа над последними томами Второго отдела в последние 20 лет оказалась особенно сложной и ответственной прежде всего потому, что большинство рукописей «Капитала» публиковалось в них впервые, а небольшая часть опубликованных ранее рукописей впервые воспроизводилась полностью и на языке оригинала. Это накладывало на подготовителей соответствующих томов особую ответственность. Особенно большая нагрузка и ответственность легла на плечи К.-Э. Фольграфа, который волею судьбы оказался в последние годы в роли ответственного редактора всех последних томов Второго отдела и фактически руководителя отдела.

Главным научным итогом последнего 20-летия стала публикация около 90 рукописей, набросков, фрагментов Маркса, относящихся ко второй и третьей книгам «Капитала», а также рукописей Энгельса, связанных с подготовкой к печати 2-го и 3-го томов. Большинство материалов были первой публикацией. Таким образом, сегодня впервые есть возможность детально исследовать историю работы Маркса над второй и третьей книгами «Капитала», оценить степень их готовности к печати и понять проблемы и сложности, с которыми столкнулся Энгельс при выполнении завещания Маркса, «что-то сделать» из материала для второй книги.[4]

В вышедшем в 2005 г. томе II/12, работа над которым первоначально велась в РГАСПИ, а затем была продолжена группой японских коллег из Тохуко-университета г. Сендай под руководством проф. И. Омура, была впервые опубликована так называемая редакционная рукопись Энгельса 2-ой книги, которая легла в основу текста 2-го тома «Капитала». Публикация этой рукописи изначально вообще не планировалась в МЭГА, и поэтому она оказалась единственном рукописью из экономического наследия Маркса, которая не была расшифрована в Архиве. Сотрудники московской группы МЭГА настояли на опубликовании рукописи Энгельса в отдельном томе МЭГА.[5] Рукопись была нами расшифрована, дигитализирована и передана для дальнейшей работы коллегам из Тохуку университета г. Сендая. Также нами был подготовлен в дигитализированном виде текст тома II/13, который в соответствии с решением Правления МФМЭ по договору от 9 января 1998 г. был передан для дальнейшей работы коллегам из г. Сендай. Японские коллеги получили от нас также большое число материалов для подготовки научного аппарата, а также тексты и научный аппарат тома II/11 с рукописями Маркса второй книги «Капитала», что существенно облегчило подготовку томов II/12 и II/13.

В томе II/11, подготовленном мною совместно с коллегами Т. Отани и К.-Э. Фольграфом впервые полностью и на языке оригинала опубликован второй вариант рукописи второй книги «Капитала», написанной в 1868-1870 гг., а также девять других рукописей второй книги различного объема. Научное значение опубликованных текстов вытекает из того, что они показывают процесс формирования одного из важнейших разделов экономической теории Маркса – теории обращения капитала.

В опубликованной в томе II/11 впервые полностью и на языке оригинала так называемой «Рукописи II», которая, по словам Энгельса представляла собой «единственную до некоторой степени законченную обработку книги II»[6], Маркс, продолжая физиократическую традицию и развивая собственные подходы к данной проблеме, обозначенные в более ранних черновых рукописях «Капитала», попытался впервые рассмотреть условия и закономерности воспроизводства в определенной, схематичной форме, выражающей народнохозяйственные связи и отражающей потоки капитала в натуральном и стоимостном выражении, т.е. обмен денежных, товарных и людских ресурсов. Именно в рукописи II 1868–1870 годов впервые появляются знаменитые схемы воспроизводства Маркса[7] и разрабатывается методология анализа процесса общественного воспроизводства, значение которых для развития экономической науки не оспаривается сегодня даже противниками Маркса.

Следует иметь в виду, что схемы воспроизводства в рукописи II существенно отличаются от известных схем воспроизводства во втором томе «Капитала». Это связано с тем, что Энгельс взял за основу последний вариант изложения схем воспроизводства в так называемой рукописи VIII, созданной Марксом позднее, в 1877–1881 годы. В рукописи VIII Маркс переименовал здесь подразделения общественного производства и впервые проанализировал расширенное воспроизводство. Анализ Марксом закономерностей накопления капитала и общественного воспроизводства, представленные во втором томе «Капитала» (то есть в редакции Энгельса), как классические образцы экономического анализа вошли в арсенал мировой экономической науки. А знаменитые схемы общественного воспроизводства получили научное признание как исторический прообраз современных макроэкономических моделей. Тексты тома II/11 дают новые аргументы для этого утверждения. Как показал наш японский коллега К. Мори, Маркс фактически рассматривает в рукописи II шестисекторную экономическую модель, что позволяет провести параллель между анализом Маркса и экономическими моделями воспроизводства, разрабатывавшимися в 1930-е гг. японским экономистом К. Шибатой, а еще ранее – российским ученым Г.А. Харазовым[8], интерес к работам которого был пробужден публикациями в 1988 и 1998 гг.[9]

Однако, как было установлено, рукопись II ни в коей мере не являлась окончательным вариантом изложения обращения капитала и процесса обращения в целом. В ходе работы над нею возникло большое количество замечаний, исправлений, вычеркиваний, повторов и дополнений. Значительные фрагменты текста представляли собой просто выписки из источников. Работа Энгельса как редактора при подготовке к печати второго тома, по моему мнению, определялась прежде всего степенью зрелости и подготовленности к печати рукописей Маркса. Если текст Маркса имел законченный характер, то Энгельс включал его в том с незначительными изменениями. Пассажи «сырого» характера подвергались более или менее значительной редакции.

Многообразие нового малоизвестного или вообще незнакомого читателю материала, представленного в новом томе МЭГА II/11, новизна целого ряда интерпретаций позволяют надеяться на то, что данный том, так же как и другие последние тома второго отдела, будет постепенно осваиваться читателем. Это – одно из направлений продолжения изучения истории «Капитала».

Поскольку в рукописях второй книги «Капитала» нашли отражение экономические занятия Маркса конца 1860 – середины 1870-х годов, при подготовке тома II/11 использовались для комментария и датировки рукописей еще не опубликованные тетради Маркса с выписками (так называемые эксцерпты). В научном аппарате тома II/11 было использовано около 30 эксцерпных тетрадей Маркса. Изучение эксцерптов под углом зрения их использования в рукописях «Капитала» показало перспективы дальнейшего исследования истории работы Маркса над «Капиталом».

В качестве примера можно привести так называемый «русский цикл» занятий Маркса в 1870-е годы, материалы которого он собирался использовать в «Капитале». Об этом намерении Маркс сообщил в письме своему корреспонденту в России русскому экономисту, переводчику трех томов «Капитала» на русский язык, Н.Ф. Даниельсону 12 декабря 1872 г.: «Во втором томе «Капитала», в отделе о земельной собственности, я намерен заняться очень подробно ее русской формой».[10] С этого времени Даниельсон посылал Марксу русские книги и другие публикации, обсуждал в своих письмах реалии российской истории. Известно, что осенью 1875 г. Маркс получил от него целое собрание новых источников по России – десять томов «Трудов податной комиссии»[11], содержащих уникальную информацию о состоянии сельского хозяйства, положения крестьянства, денежном рынке и налоговой системе России в первое десятилетие после отмены крепостного права. Некоторые из этих работ были предназначены для узкого круга чиновников и специалистов, участвовавших в разработке налоговой реформы. Даниельсон получил эти книги в служебное пользование на 2–3 месяца и тут же переслал Марксу, который с начала 1870-х гг. специально изучал проблемы экономического и социального развития России в пореформенное время. Интенсивное изучение этого комплекса источников составило так называемый «русский цикл» занятий Маркса, результаты которого он предполагал использовать во втором томе «Капитала»[12]. Эти выписки Маркса будут опубликованы в томе IV/22 МЭГА, работа над которым в настоящее время ведется в РГАСПИ.

Центральной темой, проходящей через все восемь тетрадей этого цикла, является исследование социального, экономического и политического развития России после крестьянской и других реформ 1860-х – начала 1870-х годов (реформы самоуправления, юриспруденции и др.). В центре выписок Маркса находится русское сельское хозяйство, в частности, формы земельной собственности, характеристики земель по их географическому положению, качеству, урожайности и стоимости крестьянских паев, соотношение взимаемых с крестьян налогов и их платежеспособности. Материалы «русского цикла» выписок показывают, что в середине 1870-х гг. у Маркса должно было сложиться разностороннее представление о России. Его знание русского языка было к этому времени достаточно продвинутым, так что он мог в своих выписках, как правило, адекватно воспроизводить содержание русских источников, хотя он, разумеется, не мог не прибегать к помощи русско-немецкого словаря.[13]

Как известно, в предисловии к третьему тому «Капитала» Энгельс писал: «Для этого отдела о земельной ренте Маркс в семидесятых годах предпринял совершенно новые специальные исследования. В продолжение нескольких лет он изучал в подлинниках ставшие в России неизбежными после «реформы» 1861 г. статистические справочники и другие публикации о земельной собственности, предоставленные в его распоряжение русскими друзьями с желательной полнотой, делал из них выписки и намеревался воспользоваться ими при новой переработке этого отдела. Благодаря разнообразию форм земельной собственности и эксплуатации сельскохозяйственных производителей в России в отделе о земельной ренте Россия должна была играть такую же роль, какую играла Англия в книге Iпри исследовании промышленного наемного труда. К сожалению, Марксу не удалось осуществить этот план.»[14]

Выписки из русских источников тома IV/22, вероятно, помогут расширить и конкретизировать представление о возможном содержании отдела о земельной ренте в третьем томе «Капитала». Однако, как показывают рукописи второй и третьей книги «Капитала», чрезвычайно трудно и даже весьма проблематично представить с достаточной степенью уверенности, как бы Маркс использовал свои выписки.

Исследование источниковой базы «Капитала» позволяет представить труд Маркса в контексте своего времени, как часть истории экономической теории в целом. Однако это не означает, что «Капитал» — это продукт 19 века, и его содержание и выводы отражают только реалии своей эпохи. Фундаментальные положения теории Маркса в области теории воспроизводства, в том числе о кризисах, изложенные в последних опубликованных рукописях второй и третьей книг «Капитала», как показывает действительность последних лет, сохраняют значение и сегодня.



[1]Это следующие тома: Т. II/1 (Экономические рукописи 1857-1858 гг., в том числе черновой набросок «Критика политической экономии» («Грундриссе»)), Т. II/2 (Экономические рукописи 1858-1861, в том числе работа «К критике политической экономии»), Т. II/4.1 (часть Экономических рукописей 1863-1865 гг., рукописи второй и третьей книг «Капитала»), Т. II/11 (Рукописи второй книги «Капитала» с 1868 по 1881 гг.), Т. II/12 (Редакционная рукопись Энгельса второго тома «Капитала», 1884-1885 гг.), Т. II/13 (Второй том «Капитала», 1885 г.) и Т. II/4.3 (Экономические рукописи ко второй и третьей книгам «Капитала», с 1863 по 1868 гг.).

[2]См. Путеводитель по фондам и коллекциям личного происхождения. [Изд.:] Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. М., 1996.

[3]Согласно общему плану издания МЭГА от апреля 1931 г. Второй отдел издания должен был состоять из 13 томов, согласно более позднему плану 1936 г. – 20 томов. (См. Ladislaus Rudaš, Lev Chanonovič Falk-Segal: Erklärung zur Herausgabe der MEGA, 25. März 1936. In: Stalinismus und das Ende der ersten Marx-Engels-Gesamtausgabe (1931-1941). (Beiträge zur Marx-Engels-Forschung. Neue Folge. Sonderband 3.) Hamburg 2001. S. 271, 298-304.)

[4]Маркс К., Энгельс ФСоч. 2-е издТ. 24. С. 9.

[5]См. Ljudmila Vasina: Der werkgeschichtliche Platz von Manuskript II zum zweiten Buch des Kapitals. Charakteristika von Engels Druckvorlage. In: MEGA-Studien 2001. Hrsg. von der Internationalen Marx-Engels-Stiftung. Amsterdam2005. S. 74-78.

[6]Там же. Т. 24. C. 7.

[7] См. с. 146 рукописи II. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 50. С. 143; MEGA2 Bd. II/11. S. 382.

[8] Mori K. Eine dogmenhistorische Dualität in der Reproduktions- und Preistheorie: Georg von Charasoff und Kej Shibata // Marx-Engels-Jahrbuch 2006 / Hrsg. von der Internationalen Marx-Engels-Stiftung Amsterdam. Berlin, 2007. S. 118–141.

[9]См.:Duffner H., Huth T. George Charasoff’s Theorie of Value, Capital and Prices of Production. University of Bremen (Mimeo), 1988; Egidi M. Charasoff, Georg von // The Elgar Companion to Classical economics / Kurz H., Salvadori N. (eds.) Aldershot, 1998. P. 96–100. Первое содержательное исследование творчества Харазова в истории российской экономической мысли см.: Клюкин П. Творческое наследие Г.А. Харазова в контексте развития экономической теории воспроизводства // Вопросы экономики. 2008. № 2. С. 133–149.

[10] Там же. Т. 33. С. 458.

[11] См.: Н.Ф. Даниельсон – Марксу, 16 (28) ноября 1875 г. // К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия. М., 1967. С. 324.

[12] На русском языке большинство этих материалов опубликовано. См.: Архив Маркса и Энгельса. Т. 11. М., 1948; Т. 12. М., 1952; Т. 13. М., 1955; Т. 15. М., 1963; Т. 16. М., 1982. Полностью эти выписки и конспекты Маркса на языке оригинала, т. е. в смешении русского и немецкого языков, будут опубликованы в томе МЭГА IV/22. Подробно о научных занятиях Маркса по русским источникам см.: Конюшая Р.П. Карл Маркс и революционная Россия. М., 1975. Гл. 2, 3. С. 153–366.

[13]Как было установлено в процессе работы над томом IV/22, Маркс скорее всего использовал издание 1873/1874 «Полного руссконемецкого словаря» И.ЯПавловского.

[14]Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 1. С. 10.

В начало ↑